Forward from: Самозанятость
🛡Больничные для самозанятых: кто может получить в 2022 и как будет в 2023
Самозанятость становится все более привлекательным режимом — появляются социальные гарантии. С 2023 года плательщики налога на профессиональный доход смогут получать пособие по временной нетрудоспособности.
📍Может ли самозанятый рассчитывать на больничные
Для небольшого бизнеса без сотрудников самозанятость является самым оптимальным режимом:
● низкие налоговые ставки (4% с дохода от физлиц и 6% – от организаций и ИП, а также налоговый вычет в размере 10 000 руб.);
● нет обязательных страховых взносов (можно добровольно делать отчисления на будущую пенсию);
● нет отчетности.
Но есть и минус. Так как плательщики НПД освобождены от уплаты взносов во внебюджетные фонды, в том числе ФСС, они не имеют права на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Однако есть два исключения, когда самозанятые все же могут рассчитывать на оплату больничных.
📍Случаи, в которых оплачивается больничный самозанятым
1️⃣ Самозанятый одновременно работает по трудовому договору
Самозанятые имеют право совмещать профессиональную деятельность с трудовой. Главное, чтобы заказчик самозанятого не выступал одновременно его работодателем.
Если самозанятый параллельно состоит в трудовых отношениях, то будет являться застрахованным на случай нетрудоспособности через работодателя. А значит получит пособие по больничному листу, так как работодатель перечисляет за него в ФСС взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Первые три дня больничного оплачивает работодатель, а дальше – ФСС.
Но размер пособия по больничному зависит только от дохода, полученного от работодателя по трудовому договору. Доход от профессиональной деятельности в расчет не берется.
По договорам ГПХ больничные заказчиками не оплачиваются – только по трудовым договорам.
2️⃣ Добровольное страхование в ФСС
Индивидуальные предприниматели, которые применяют налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) могут самостоятельно заключить договор с ФСС о добровольном медицинском страховании (согласно закону № 255-ФЗ от 29.12.2006). Самозанятые физические лица без статуса ИП не могут сотрудничать с ФСС (согласно письму ФСС от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346).
ИП необходимо заполнить заявление о регистрации по добровольному страхованию на случай ВНиМ и подать в территориальное отделение ФСС. В течение трех рабочих дней ФСС присваивает регистрационный номер, код подчиненности и формирует уведомление о регистрации.
Но право на получение больничных появляется не сразу. В течение текущего года самозанятый должен оплатить ежегодный взнос в полном размере, и лишь со следующего года может предоставить больничный лист в ФСС.
Необходимо уточнять страховой платеж, так как он привязан к МРОТ и каждый год он меняется.
Размер страховой выплаты зависит от количества больничных дней и от количества лет действия договора добровольного страхования. Если самозанятый ИП перечисляет взносы в течение не более 5 лет, то он может рассчитывать на больничные в размере 60% от МРОТ, в течение 5-8 лет – 80%, более 8 лет – 100%.
📍Новая программа добровольного страхования для самозанятых
В сентябре на Всероссийской неделе охраны труда Минтруд представил модель добровольного страхования для самозанятых граждан.
Новая программа предполагает максимально простой и понятный механизм уплаты взносов и получения страховых выплат через приложение «Мой налог». Можно будет подключить функцию автоплатежа и платить равными платежами.
Размер взносов будет устанавливаться сразу на год и будет рассчитываться исходя из базового страхуемого года. Ежемесячные платежи составят 3,84% от этой величины. В 2023 году базовая величина в два МРОТ составит 32 484 руб., а ежемесячный взнос будет равен 1 247 руб. или 15 000 руб. в год.
Размер выплат по больничному листу будет зависеть от:
● Страхового стажа самозанятого (в том числе стаж по трудовому договору в прошлом);
● Периода уплаты страховых взносов и их величины.
Самозанятость становится все более привлекательным режимом — появляются социальные гарантии. С 2023 года плательщики налога на профессиональный доход смогут получать пособие по временной нетрудоспособности.
📍Может ли самозанятый рассчитывать на больничные
Для небольшого бизнеса без сотрудников самозанятость является самым оптимальным режимом:
● низкие налоговые ставки (4% с дохода от физлиц и 6% – от организаций и ИП, а также налоговый вычет в размере 10 000 руб.);
● нет обязательных страховых взносов (можно добровольно делать отчисления на будущую пенсию);
● нет отчетности.
Но есть и минус. Так как плательщики НПД освобождены от уплаты взносов во внебюджетные фонды, в том числе ФСС, они не имеют права на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Однако есть два исключения, когда самозанятые все же могут рассчитывать на оплату больничных.
📍Случаи, в которых оплачивается больничный самозанятым
1️⃣ Самозанятый одновременно работает по трудовому договору
Самозанятые имеют право совмещать профессиональную деятельность с трудовой. Главное, чтобы заказчик самозанятого не выступал одновременно его работодателем.
Если самозанятый параллельно состоит в трудовых отношениях, то будет являться застрахованным на случай нетрудоспособности через работодателя. А значит получит пособие по больничному листу, так как работодатель перечисляет за него в ФСС взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Первые три дня больничного оплачивает работодатель, а дальше – ФСС.
Но размер пособия по больничному зависит только от дохода, полученного от работодателя по трудовому договору. Доход от профессиональной деятельности в расчет не берется.
По договорам ГПХ больничные заказчиками не оплачиваются – только по трудовым договорам.
2️⃣ Добровольное страхование в ФСС
Индивидуальные предприниматели, которые применяют налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) могут самостоятельно заключить договор с ФСС о добровольном медицинском страховании (согласно закону № 255-ФЗ от 29.12.2006). Самозанятые физические лица без статуса ИП не могут сотрудничать с ФСС (согласно письму ФСС от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346).
ИП необходимо заполнить заявление о регистрации по добровольному страхованию на случай ВНиМ и подать в территориальное отделение ФСС. В течение трех рабочих дней ФСС присваивает регистрационный номер, код подчиненности и формирует уведомление о регистрации.
Но право на получение больничных появляется не сразу. В течение текущего года самозанятый должен оплатить ежегодный взнос в полном размере, и лишь со следующего года может предоставить больничный лист в ФСС.
Необходимо уточнять страховой платеж, так как он привязан к МРОТ и каждый год он меняется.
Размер страховой выплаты зависит от количества больничных дней и от количества лет действия договора добровольного страхования. Если самозанятый ИП перечисляет взносы в течение не более 5 лет, то он может рассчитывать на больничные в размере 60% от МРОТ, в течение 5-8 лет – 80%, более 8 лет – 100%.
📍Новая программа добровольного страхования для самозанятых
В сентябре на Всероссийской неделе охраны труда Минтруд представил модель добровольного страхования для самозанятых граждан.
Новая программа предполагает максимально простой и понятный механизм уплаты взносов и получения страховых выплат через приложение «Мой налог». Можно будет подключить функцию автоплатежа и платить равными платежами.
Размер взносов будет устанавливаться сразу на год и будет рассчитываться исходя из базового страхуемого года. Ежемесячные платежи составят 3,84% от этой величины. В 2023 году базовая величина в два МРОТ составит 32 484 руб., а ежемесячный взнос будет равен 1 247 руб. или 15 000 руб. в год.
Размер выплат по больничному листу будет зависеть от:
● Страхового стажа самозанятого (в том числе стаж по трудовому договору в прошлом);
● Периода уплаты страховых взносов и их величины.